Суббота, 20.04.2024, 15:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Последние Новости

Реформы угольщиков
Прокомментировать предстоящие реформы мы предложили председателю территориальной организации профсоюза работников угольной промышленности Николаю Полухину. 
Николай Яковлевич ответил, что руководители ровеньковского профсоюза пока не изучили всю информацию относительно предстоящих преобразований, поэтому давать комментарии ещё рано. Однако он заверил, что профсоюз будет по-прежнему отстаивать интересы работников ровеньковских шахт, какие бы реформы ни проводились. 
В свердловской газете "Восточный экспресс” 21 ноября опубликовано интервью председателя Свердловской территориальной организации ПРУП Виктора Рогочего, которое он дал журналисту Элине Суховой. В материале с заголовком  "Скоро мы попрощаемся со "Свердловантрацитом” речь идёт о будущих аналогичных реформах в "ДТЭК Свердловантрацит”, а также об уже состоявшихся преобразованиях. Считаем, что это интервью будет интересно и ровенчанам (публикуется в сокращенном виде). 
- Виктор Андреевич, в декабре будет ровно год, как ГП «Свердловантрацит» было передано в концессию ООО «ДТЭК». Изменились ли после этого отношения между администрацией и профсоюзом?
- Принципиально - нет. Изменились вопросы, которые нам приходится решать с администрацией. Раньше, в условиях стабильной работы государственного предприятия, мы, в основном, решали вопросы, связанные с культурно-массовой и оздоровительной работой. Все отношения «профсоюз-администрация» были прописаны в Коллективном договоре. Ежегодно мы подводили итоги выполнения этого договора, вносили необходимые изменения. Однако администрация ООО «ДТЭК Свердловантрацит» отказывается переподписывать, как того требует закон, те условия, на которых мы работали в рамках государственного предприятия. До сих пор колдоговор не подписан и «висит в воздухе». Все нормы, которые там заложены,  выполняются (в части культурно-массовой, физкультурной, оздоровительной, сохранении социальных льгот). Улучшаются, очень медленно, условия, связанные с охраной труда. Но юридической базы мы уже не имеем. Администрация категорически отказывается ставить какие-либо подписи под своими обязательствами. С нашей стороны было несколько предложений его (колдоговор) подписать. Никаких письменных обязательств - это принципиальная позиция собственника. (обязательное наличие подписанного колдоговора предусмотрено и в Гражданском, и в Правовом кодексе Украины. Прим. ред.). 
- Чем это грозит трудовому коллективу? 
- Непредсказуемостью ситуации. Если обязательства собственник нарушит, возникнет трудовой спор. Но наше обращение в суд ни к чему не приведет - нет узаконенного документа с подписью собственника, где были бы четко прописаны его права и обязанности по отношению к трудовому коллективу. Чем отличается работодатель от рабовладельца? Работодатель строит свои отношения с наемными работниками на основе трудового соглашения, где все четко и ясно прописано: когда приходить на работу, когда уходить, какие льготы будет иметь работник и какую зарплату получать. Рабовладелец же эксплуатирует своих сотрудников по принципу «что хочу - то и делаю». У нас тоже никаких гарантий. Трудовой коллектив живет сейчас с ДТЭКом «в гражданском браке», поэтому не защищен перед законом… И если ДТЭК однажды откажется выполнять социальные гарантии - нам и предъявить будет нечего. Он же ничего не подписывал! 
- Какие изменения произошли в ООО "ДТЭК Свердловантрацит” за прошедший год? Как реагировал на них профсоюз? 
- Собственник пришел к нам со своим видением способа построения эффективного производства: сокращение затрат и получение максимальной прибыли. И теперь начинает его осуществлять. Уменьшение затрат возможно посредством сокращения штата работающих и применением новой техники и технологий. Основные принципы реформирования сформулированы в программе ООО ДТЭК «Вертикаль». Основная задача, которую ставит сейчас перед собой работодатель, - оставить за собой только профильные функции, связанные с добычей угля. Все остальные, не связанные с угледобычей (охрана, уборка помещений, определение качества угля, подвозка, энергообеспечение), передаются на аутсорсинг узкоспециализированным организациям и предприятиям. Кроме того, в этом году предприятие потеряло около 700 рабочих мест за счет естественной убыли. Люди увольняются, других на их место не берут. Увеличилось количество смертельных случаев. Технологии не изменились, а требования многократно ужесточились. Как реагировал профсоюз на все это? Занимался тем, чем и должен, - правовым сопровождением всех этих процессов. И сегодня для профсоюза на первый план вышла работа по сохранению рабочих мест. 
- Виктор Андреевич, не все наши читатели знают, что такое аутсорсинг… 
- Это одна из так называемых «нестандартных форм трудовых отношений». Основной принцип аутсорсинга: оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других. На предприятие приходит сторонняя компания, которая берется выполнять определенный вид услуг. Предприятие-заказчик выбирает ее на тендерной основе. При этом оно снимает с себя ответственность за этот вид работ и за людей, которые его выполняли. В итоге работники теряют в зарплате, социальных льготах, ведь все это будет уже другим. Те, кто не согласится на переход, останутся без работы, и забота о них ляжет на плечи службы занятости, т. е. государства. Есть еще важный нюанс: предприятия-аутсорсеры - иногородние, значит, и налоги они платят по месту регистрации. Значит, городской бюджет недополучит средств. 
Аутсорсер должен быть квалифицированным и строить свои отношения  с людьми на основе трудовых соглашений, уважать их право на создание профсоюзов, делиться с ними частью прибыли через обеспечение социальных гарантий. Только все те аутсорсеры, которые к нам приходили, не думали и не слышали об этих условиях. Они не знают трудового законодательства. И по сути своей, скорей, рабовладельцы, чем работодатели. Проводить или не проводить аутсорсинг - решает только собственник предприятия. Наша задача - вести диалог с потенциальными аутсорсерами, чтобы обеспечить все права трудящихся. Для этого мы подготовили проект  коллективного договора, где для каждого поименно оговорили условия труда, размер зарплаты, льготы и т. д. Согласится с ним работодатель-аутсорсер, подпишет с новым трудовым коллективом - и мы будем знать, что наши бывшие рабочие защищены. Кроме того, мы готовы взять их на профсоюзный учет в терком. И это будет длиться  до тех пор, пока мы не согласуем с аутсорсером  условия передачи, максимально защитив права и сохранив социальные гарантии  своих рабочих.
Сейчас уже ноябрь, а все переговоры с аутсорсерами  пока заканчиваются ничем. Первыми об увольнении и передаче аутсорсеру были предупреждены сотрудники управления внутренней охраны и клининговой группы (банщицы, прачки, сатураторщицы и т. д.). Всего -  около 1000 рабочих. Нависла такая же угроза над сотрудниками управления  контроля качества продукции - 146 человек будут переданы в донецкую  Углехимлабораторию. Служба, контролирующая на ОФ зольность угля - ОТК, останется в ведении управления качества, сотрудников передадут в Ровеньки. 
Кроме внешних изменений (передача в аутсорсинг), у нас еще и внутренние изменения. На предприятии создан «Углесервис». Туда войдут работники баз отдыха, общежитий при шахтах, спортлагерей, автобазы - около 330 человек. Если ранее человек, работая там, числился рабочим угольной промышленности и имел право на получение угля, то теперь он такого права лишается. Будет и разный уровень тарифных ставок и окладов. Одним росчерком пера огромное количество людей лишается социальных льгот! Далее, весь штат водителей и весь имеющийся в обособленных предприятиях автотранспорт передается в ОП «Автобаза». Снова - потери в зарплате, потеря льгот, длинная «очередь» за запчастями. Когда-то такое уже было, но потом транспорт снова вернулся на шахты. Уже сегодня остаются без работы 40 человек, работавших на «Одесском» блоке, он будет закрыт. И 34 охранника базового склада взрывчатых веществ - частное предприятие по закону не может осуществлять его охрану с применением оружия. Из 34 охранников 31 - женщины. На днях они написали заявления о переходе в наше управление ведомственной охраны. И разделят судьбу остальных охранников - будут переданы аутсорсеру.
- Как проходила передача в аутсорсинг на других, бывших государственными, угольных предприятиях? 
- Все зависит от позиции профсоюза, от позиции тех людей, кому делегировано право защищать права работников. «Павлоград» и  «Добропольеуголь» при передаче людей в аутсорсинг просто махнули рукой на своих членов профсоюза. Нет людей - нет проблем. На этом все там и закончилось. Наш терком подошел к ситуации по-другому. У тех людей, которых собираются передавать в аутсорсинг, учетные карточки членов профсоюза терком забрал себе. Мне делегировали права представлять их интересы, поэтому я веду переговоры от их имени. Когда закончатся переговоры, их результаты будут озвучены на первой встрече нового аутсорсера с трудовым коллективом. Обе стороны подпишут договор, и тогда все состоится. Главное требование - мы не позволим аутсорсеру перебирать - того рабочего возьму, а того не возьму. Он должен будет взять всех людей от нас. 
- Изменения структуры ООО «ДТЭК Свердловантрацит» неизменно повлечет за собой сокращение  штата. Готова служба занятости города к такому количеству людей? 
- Служба занятости города абсолютно не готова. Такого количества рабочих мест в городе нет - был ответ на наше официальное предупреждение о массовом высвобождении людей с предприятия. 
- Как относится к этим переменам налоговая служба? 
- Контактов с новым руководством налоговой службы у нас нет. Но есть заверение генерального директора «ДТЭК  Сервис» Г. Колдунова о том, что все аутсорсеры должны будут зарегистрировать филиалы по месту работы. Следовательно, они будут делать в наш Пенсионный фонд отчисления от прибыли для наших пенсионеров и в местный  бюджет подоходный налог. Однако, согласно действующему законодательству, аутсорсер (если он иногородний) может сам решить, куда он хочет перечислять деньги, в бюджет какого города - Свердловска или, допустим, того, где зарегистрировано ранее его предприятие. Для   государства разницы нет - в любом случае будут поступления в бюджет. А вот нам не все равно. Нам выгодно, чтобы он был зарегистрирован в Свердловске. 
- Знает ли городская власть о происходящем? Ее реакция? 
-  Знает. Мы отправляли официальное письмо на имя городского головы. В ответ получили устное обещание вмешаться, когда будет нужно. Официального ответа не получили. 
- Виктор Андреевич, правда ли, что в ближайшем будущем «Свердловантрацит» перестанет существовать? 
- Да, так и есть. В рамках программы   реформирования «Вертикаль» будут организованы два безликих винтика ДТЭКа - шахтоуправления «Краснопартизанское» и «Свердловское», с прямым подчинением корпоративному центру в Донецке. Сколько сотрудников останутся без работы, пока можно только гадать. Нужно быть слепым и глухим, чтобы не понимать: перемены неизбежны. Главная задача нашего профсоюза - чтобы происходили они с минимальными потерями для людей.
Категория: Последние Новости | Добавил: кошмар12 (13.12.2012)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Загрузка плеера ...
Скачать